Студия йоги Ивановой Ольги

О йоге

Подписаться на RSS

Препятствия на пути йоги

Патанджали называет пять препятствий на пути к достижению самадхи. Эти препятствия – клеши: неведение и неистинное знание (авидья), эгоизм (асмита), чрезмерное влечение к приятному (рага), чрезмерное отвращение к неприятному и ненависть (двеша), страх смерти (абхинивеша). Все пять клеш исходят из первой – авидьи – состояния ума подавляющего большинства человеческих существ. Это значит, что превеликое множество людей в современном мире не осознает своей истинной природы. Первую половину жизни мы тратим на развитие своей личности, а во второй половине её защищаем. Развивая всё большую привязанность к сотворенной нами личности, мы начинаем считать её своим истинным “Я”. И она начинает формировать наше тело и ум.
Также Патанджали называет Читта викшепа (отвлечения и помехи), препятствующие адепту в занятиях йогой, - это: 
1. Въядхи - болезнь, нарушающая физическое равновесие. Для йога его тело – это инструмент, поэтому физическое здоровье просто необходимо для ментального развития. Болезнь – серьёзный противник медитации и концентрации. 
2. Стьяна - вялость или умственное нерасположение к труду, отсутствие энтузиазма. 
3. Самшая - сомнение или нерешительность. Практикующий решившись однажды изучать йогу должен постараться научиться верить в себя и в своего учителя, дабы установить спокойствие и безмятежность.
4. Прамада - равнодушие или бесчувственность.
5.Аласья – лень.
6. Авирати - чувственность, возбуждение желаний, когда умом овладевают чувственные объекты.
7. Бхранти даршана - ложные или неточные знания, иллюзии, заблуждения. 
8. Алабдха бхумикатва - неспособность сохранять непрерывность мышления или концентрироваться, без чего нельзя узреть реальность. 
9. Анавастхитаттва - непостоянство в удержании достигнутой после длительных упражнений сосредоточенности. Человек, пораженный анавастхитаттвой, приблизился к познанию реальности, после чего ослабил усердие в занятиях (садхана). Но и на этой последней стадии необходимы непрерывные усилия, надо неотступно следовать по своему пути с беспредельным терпением и настойчивой решимостью, не допуская небрежности и непостоянства. 
Существуют, однако, еще четыре отвлечения: дукха - боль или несчастье, даурмансья - отчаяние, ангамеджаятва - неустойчивость тела и шваса-прашваса - неровное дыхание. 
Эти восемь ступеней или этапов, называемые восьмеричным путем, составляют классическую систему йоги. Можно видеть, что это учение охватывает три, казалось бы, самостоятельных направления развития человека. Во-первых, это этическая, нравственная сфера (яма и нияма), во-вторых, это физическое развитие, совершенствование тела (асана и пранаяма) и, в-третьих, это развитие психических сил человека (последующие четыре ступени). Таким образом, развитие человека на восьмеричном пути носит всесторонний, гармонический характер. Эта целостная система ведет человека к достижению идеального здоровья, ведь здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия человека, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. 
Если представить себе восьмеричный путь в виде лестницы, то ее фундаментом будут служить внутренние ценности — твердые моральные устои, принципы и нормы межличностных отношений. От них путь индивидуального развития ведет через совершенствование физического тела к достижению удивительных способностей и особых состояний сознания. Достижение самадхи является вершиной восьмеричного пути, поэтому йогом в полном смысле слова можно называть человека лишь тогда, когда он может уверено выходить в такое экстатическое состояние. Без этого его можно считать лишь учеником, изучающим науку йоги. 
Признаками прогресса на пути йоги являются здоровье, чувство физической легкости, устойчивость, ясность речи, благозвучный голос, приятный запах тела и свобода от вожделений. Ум уравновешен, безмятежен и спокоен. Человек становится воплощением смирения. Он посвящает все свои труды Богу, находит в Нем убежище и освобождается от уз кармы (действия), становясь Дживана Муктой (Освободившейся Душой).

Классическая йога Патанджали

По словам Патанджали, йога «является систематическим усилием, употребляемым для достижения совершенства посредством контроля над различными элементами человеческой природы — физическими и психическими». Он разделил йогу на восемь ступеней: 
1. Яма (общие нравственные требования); 
2. Нияма (самоочищение посредством дисциплины); 
3. Асана (поза); 
4. Пранаяма (ритмический контроль дыхания); 
5. Пратьяхара (отвлечение и освобождение ума от власти чувств и внешних объектов); 
6. Дхарана (концентрация); 
7. Дхьяна (медитация); 
8. Самадхи (состояние сверхсознания, наступающее в результате углубленной медитации, когда индивидуальный адепт (садхака) сливается с объектом медитации - Параматмой или Вселенским Духом).

Яма
Яма — ограничения во взаимоотношениях с людьми и с природой. Яма включает в себя пять этических запретов: непричинение вреда (ахимса), правдивость (сатья), неворовство или нестяжание (астея), непринятие (апариграха), контроль (брахмачарья). 
Современные учителя йоги интерпретируют ахимсу не как запрет делать зло другим, а как совет не вредить самому себе. Ахимса относится не только к действиям, но и к мыслям. Человек не может причинить вред другим, не причинив его самому себе, так как причинение вреда является результатом психологического планирования. В широком смысле слова ахимса понимается как непричинение вреда мыслью, словом и действием.
Сатья – “воздержание от неправды” – соответствие мысли и речи реальной действительности. Данная яма несёт в себе и тонкий, и грубый аспекты: факт и истина не всегда синонимы. Истина всегда благотворна, тогда как констатация факта может принести как добро, так и вред. Если невозможно говорить искренно, не рискуя навредить, то лучше вообще ничего не говорить. Вот одна из возможных причин того, почему некоторые индийские аскеты практикуют постоянную мауну – молчание.
Яма нестяжания или астея подразумевает отказ от желания иметь, что бы то ни было незаслуженно. Даже если придётся напряжённо трудиться ради привлечения чего-то, практику не следует волноваться о результатах, всецело оставляя их на волю Божию. Установка нестяжания заключается не в прекращении усилий, а в том, чтобы, даже прилагая эти усилия, не привязываться к результатам.
“Непринятие” составляет естественную пару с “нестяжанием”. Астея означает непривязанность к тому, что не принадлежит нам, апариграха же означает непривязанность к тому, что мы обычно считаем своей собственностью. Дело в том, что нам на самом деле не принадлежит ничего. Всё – наши тела, поступки и даже мысли – принадлежит Господу. Апариграха означает отказ от материальных благ в силу проблем, возникающих с их получением, сохранением, потерей или повреждением.
Брахмачарья означает контроль всех естественных потребностей, из которых половое влечение – самое сильное, но не единственное. Рекомендация здесь заключается не в крайнем воздержании, хотя полное половое воздержание не исключено (целебат). Важно добиваться самоконтроля умеренностью и постепенностью, направляя свои усилия на достижение совершенства в этом. Для достижения самоконтроля практик даже в разгар удовольствия учится направлять ощущение этого удовольствия вверх, в мозг. Он должен стараться ощутить, как это чувственное удовольствие питает его внутреннюю радость в её источнике в “Я”. За каждым внешним переживанием нужно стараться разглядеть радость собственного существа.

Нияма
Нияма — предписания образа жизни. 
Чистота тела, ума и окружающей среды – шауча. Эта нияма включает в себя ежедневные водные процедуры, очищение носоглотки, ротовой полости, желудка и кишечника, разгрузочные дни и принятие чистой пищи. Не нужно забывать и про внутреннюю чистоту – устранение загрязнений сознания.
Удовлетворенность (сантоша) – принятие вещей такими, как они есть и быть довольным, однако это не означает, что нужно стать апатичными или ленивыми.
Дисциплина (тапас) – следует научиться быть хозяином своих “хочу” или “не хочу” и уметь доводить до конца свои начинания. 
Изучение “Я” (свадхьяя) – развитие способности иметь абсолютно ясный ум и объективность: ежедневное самоуглубление и самоанализ.
Преданность Богу – ишварапранидхана: сосредоточение мыслей и желаний на цели высшей практики, посвящение всех своих действий личному Богу-творцу, своей душе как части мировой души.

Асана
Санскритское слово асана означает “сиденье”. В древних текстах по йоге упоминается сравнительно небольшое число асан. Но, не смотря на это, практически любое движение, которое вы можете придумать, уже выполнялось ранее. Асаны совершенствовались в течение веков так, чтобы воздействовать на каждый мускул, нерв и железу организма, благодаря чему, тело становится крепким, устраняются физические недомогания и инертность. Список поз так же обширен, как и перечень различных проявлений энергии в материи: здесь и геометрические формы, и деревья, и горы, и святые, и мудрецы, и змеи, и птицы. 
Асаны классифицируют, различая среди них позы для созерцания и медитации, перевернутые позы, позы равновесия и т.д. 
Самое сильное воздействие оказывают перевернутые позы: в них голова находится ниже сердца, что меняет направление вектора силы тяготения на противоположное. Для компенсации такого переворота в теле должны произойти серьезные внутренние изменения. С точки зрения физиологии, перевернутые позы, изменяя направление внутренних динамических давлений, полностью меняют характер их воздействия, что влияет на кровообращение, эндокринную систему, скелет, мышечный тонус, соединительные ткани, на удаление и на функции всех органов, включая химию мозга.
Компенсирующие позы – это позы, в которых энергия перемещается в противоположном направлении по отношению к предыдущей асане – выполняется после длительного удержания асаны. 
Нейтрализующая поза – асана, в которой энергия принимает нейтральное положение, позволяя вам двигаться в другом направлении или продолжить движение с большей интенсивностью. 
Крийя – происходит от санскритского корня кри (делать) – действие, направленное на очищение. Напряжение мышц и раздражение мышечных нервов в этих позах оказывает воздействие на пищеварительную, сердечно-сосудистую, дыхательную, эндокринную, выделительную, центральную нервную системы и весь двигательный аппарат. 
Во многих книгах асаны представлены как статические позы. Однако если соединить отдельные позы в последовательность, результатом будет физиологическая мантра или виньяса – последовательный подбор асан для достижения определенных результатов. Эти последовательности придают силу, очищают, развивают равновесие, некоторые из них похожи на танец или боевые искусства. Сосредоточившись на дыхании, концентрируясь на слитном выполнении асан, мы учимся однонаправленной сосредоточенности внимания. Во время выполнения виньясы дышать нужно только через нос, вдохи и выдохи должны иметь равную продолжительность. Вдох приходится на восходящие движения и движения, в которых расправляется передняя сторона тела. Выдох приходится на нисходящие движения и движения, в которых расправляется задняя сторона тела. Никакие движения не выполняются без глубокого их соединения с вдохом и выдохом.
Асанам присущ широкий спектр благотворных воздействий на человека. Ежедневная тренировка эндокринной системы стабилизирует ее работу и помогает поддерживать необходимый уровень гормонов. Мышцы сохраняют хороший тонус и правильную форму. Для некоторых асан рекомендованы определенные точки сосредоточения взгляда: вниз, влево, вправо, на кончик носа, пупок, пальцы ног и рук. Но на самом деле смотрят не на эти точки, а вглубь их, используя их как механизм наведения. Технику сосредоточения взгляда называют дришти. 
Освоение асан открывает возможность произвольной регуляции физиологических процессов, протекающих в организме, и помогает обучению направления сознания на тот или иной участок тела.

Пранаяма
Пранаяма — дыхательные упражнения, связанные с набором энергии; управление дыханием, контроль над ним, предполагающий управление всеми дыхательными функциями: вдохом (пурака), выдохом (речака) и задержкой дыхания (кумбхака). Учение предполагает, что человеческая жизнь измеряется не количеством дней, а количеством дыханий. Медленное и глубокое дыхание укрепляет дыхательную систему, успокаивает нервы и ослабляет желания, способствуя освобождению и концентрации ума. 
Дыхание – совокупность процессов по поддержанию жизни, дающих организму непосредственную энергию для его движения и функционирования. Известно, что задерживание дыхания служит эффективным способом избежать глубоких чувственных переживаний: гнева, печали, страха и сексуальности. Телесные терапевты обратили внимание на прямую связь между учащенным дыханием и чувством внутренней тревоги.

Начиная с пратьяхары, нет резкого чёткого разграничения упражнений для той или иной ступени. Применяемая техника для освоения пратьяхары, дхараны, дхьяны и самадхи часто имеет одну основу, но при этом они выполняются качественно иначе, на более высоком уронвне. При вхождении в состояние самадхи сознание проходит через каждый уровень, начиная с пратьяхары и исключая их один за другим.

Пратьяхара
Пратьяхара — это пятая ступень йоги, на которой осуществляется контроль над чувствами, ослабление потока восприятия, психическая релаксация, освобождение ума от власти чувств и внешних объектов. Основной задачей этого этапа является освобождение сознания от сенсорных помех или достижение полной тишины чувств и ощущений.
Для того чтобы выполнить пратьяхару, сядьте в медитативную позу, падмасану или сиддхасану и позвольте уму течь в каком угодно направлении. Затем направьте его на все внешние чувства, такие как слух, зрение, осязание, обоняние и даже мышление. Когда вы добьётесь этого, внешние воздействия никак не смогут на вас повлиять. 
При изоляции от внешнего сенсороного потока кора переходит на внутреннее самообеспечение, раскрывая себя информации, идущей изнутри организма, и компенсируя таким образом недостаток информации из перекрытых внешних источников. Другими словами, лишая чувства их привычных внешних “пастбищ” мы понуждаем их искать новаые, внутренние “пастбища”. 
Йог, достигший пятой ступени йоги, ощущает радость в себе самом. Он умеет остановиться и потому живет спокойно. Йог знает, что дорога чувственного удовлетворения широка, но ведет к гибели, а идут по ней многие. Путь йоги узок, как острие бритвы, идти по нему очень трудно, и лишь немногие обретают его. Йог знает, что в нем самом находятся пути к гибели и к спасению.

По завершении пратьяхары человек переходит к процессу самьямы, к высшим функциям сознания. Без завершения ступени пратьяхары, у человека нет шансов приступить к серьёзной ментальной практике.

Дхарана
Дхарана — фиксация мысли на одной точке. Слово дхарана образовано от корня дхар – концентрация. Та единственная точка, на которой производится концентрация, может быть любой точкой как снаружи, так и внутри тела. Когда человек освоил и закалил свое тело асанами, ум пранаямой, а чувства — пратьяхарой, он достигает шестой ступени йоги — дхараны. На этом этапе он полностью сосредотачивается на одном объекте или задаче. Для достижения такого состояния ум должен быть абсолютно успокоен. 
Ум - это инструмент, который классифицирует, оценивает и координирует впечатления внешнего и внутреннего мира, а также это инструмент мышления, поэтому необходимо рассмотреть, как он функционирует. Ментальные состояния подразделяются на пять групп. Первая - состояние кшипта, когда умственные силы разбросаны в беспорядке и небрежении. Ум гоняется за объектами желаний. Вторая - состояние викшипта, когда ум взволнован и расстроен. Здесь имеется способность наслаждаться плодами своих усилий, но желания не приведены в порядок и не контролируются. Третья - состояние мудха, ум в нем глуп, медлителен и туп. Он растерян и не знает, чего хочет. Четвертое состояние - это экагра (от слов "зка" - один и "агра" - главный), когда ум очень внимателен и ментальные способности сосредоточены на единственном объекте или направлены на одну только точку. Человек этого типа отличается превосходными интеллектуальными способностями и точно знает, чего хочет, а потому использует все свои силы для достижения цели. Бывает, что он гонится за желанной целью, не думая, чего это может стоить другим, и вызывает страшные беды. Нередко случается, что когда желанная цель достигнута, остается горький привкус. Последнее ментальное состояние - это нируддха, в котором ум (манас), интеллект (буддхи) и эго (ахамкара) контролируются. Здесь нет места ощущению "я" и "Мое". 
Без экаграты (сосредоточения) нельзя ничем овладеть. Без сосредоточения на Божестве, оформляющем и управляющем вселенной, невозможно постигнуть божественность внутри себя и стать универсальным. Чтобы достигнуть такого сосредоточения, рекомендуется эка-таттва-абхьяса, то есть изучение единой стихии, охватывающей все, сокровенного Я всех существ, превращающего Свою единую форму во многие. Потому, чтобы достичь экаграты, практики йоги сосредоточиваются на звуке АУМ, символе Бога. 
Аум значит "лучшая молитва". Символ АУМ составлен из трех букв, над которыми пишется еще полумесяц с точкой наверху. 
Буква А символизирует сознательное или бодрствующее состояние (джаграта-авастха), буква У - состояние сна со сновидениями (свапна-авастха), а буква М означает состояние сна без сновидений, в котором пребывает ум и дух (сушупта-авастха). Весь символ вместе с полумесяцем и точкой обозначает четвертое состояние (турия-авастха), которое объединяет в себе три других и трансцендирует их. Это состояние самадхи. 
Также можно встретить и другое объяснение этого символа: буква А символизирует речь (вак), У - ум (манас), М - дыхание жизни (прана), а весь символ означает живой дух, который является лишь частью божественного духа. 
Три буквы толкуются также как обозначения трех измерений: длины, ширины и глубины, а весь символ представляет Божество, не знающее ограничений размеров и форм. 
Буквы А, У и М символизируют отсутствие желаний, страха и гнева, а весь символ означает совершенного человека (стхита-праджна), чья мудрость утверждена в Божестве. 
Эти буквы символизируют три рода: мужской, женский и средний, а весь символ обозначает все творения вместе с Творцом. 
Эти буквы обозначают три гуны, или качества: саттва, раджас и тамас, а символ в целом - гунатиту, человека, преодолевшего притяжение гун. 
Эти буквы обозначают три времени: прошедшее, настоящее и будущее, а весь символ - Творца, превосходящего ограничения времени. 
Они означают также учение, преподанное соответственно матерью, отцом и гуру, а символ в целом представляет Брахма Видью - познание Я, бессмертное учение. 
Буквы А, У и М означают три ступени йоги - асану, пранаяму и пратьяхару.

Дхьяна
Дхьяна — медитация, регулируемый поток сознания. Тело, дыхание, чувства, ум, рассудок и эго - все соединяется в объекте созерцания. Этому состоянию сознания практически невозможно дать определение. Исчезают все чувства, остается только ощущение Высшего Блаженства. После достижения дхараны на одной точке, ум может удерживаться сколь угодно длительное время на каком-либо объекте медитации, тогда и говорят, что достигнута дхьяна. После этого йогин готов взойти на последнюю ступень йоги. Дхьана отличается от дхараны прежде всего тем, что йог уже не должен прилагать для сосредоточенного размышления никаких усилий.

Самадхи
Самадхи — измененное, экстатическое состояние сознания, состояние йоги, в котором тело и чувства отдыхают, как во сне, а способности ума и рассудка действуют, как при бодрствовании, и все же он находится за пределами сознания. Человек в состоянии самадхи совершенно бодр и в полном сознании. 
Все сущее - это Брахман. Йог спокоен и почитает его, как то, из чего произошел, то, чем дышит, и то, в чем растворится. И тогда уже ощущения "я" и "мое" исчезают, поскольку деятельность тела, ума и интеллекта прекратилась, как бывает в глубоком сне. Это покой, превосходящий всякое понимание. Такое состояние можно выразить только глубочайшим молчанием. Йог расстался с материальным миром и погружен в Вечное. Познающий и познаваемое не раздвоены, но слиты, как камфора и огонь. 
Йога-сутра Патанджали и её комментаторы различают два состояния самадхи. Когда мышление концентрируется на точке или идее, это называется сампрагьята самадхи или самадхи с опорой. Когда же самадхи достигается без опоры, а на ощущении полного всеобъемлющего Бытия, говорят, что достигнуто асампрагьята самадхи, которая, в свою очередь, подразделяется на четыре восходящие ступени: Савитарка (логичная, аргументированная), Нирвитарка (нелогичная, неаргументированная), Савичара (отражающая, мыслящая) и Нирвичара (сверх-отражающая, сверх-мыслящая). 
В Савитарке мышление идентифицируется с объектом медитации в его истинной сущности. Объект составлен из предмета, понятия и слова. Во время медитации эти три аспекта точно соответствуют мышлению йога (читте). Это происходит из-за того, что объекты рассматриваются в их сущностном (сутхула), грубом аспекте и воспринимаются непосредственно, включая и их прошлое, и их будущее. В Нирвитарке мышление освобождается от осознания "Я", потому, что акт познания ("я знаю этот объект" или "этот объект принадлежит мне"), более не существует. Объект более не познаётся посредством ассоциаций, он охватывается непосредственно, в его экзистенциальной сущности, как нечто истинное и неизменное. В Савичаре мышление больше не останавливается на внешнем аспекте материальных объектов (объектов как совокупности физических частиц и т.п.). Напротив, они познаются непосредственно как сгустки энергии, которые в трактатах Санкхьи и Йоги называются танматры. Нирвичара - единственная ступень, на которой мышление идентифицирует себя с танматрами без переживания их воздействия. Йогин не чувствует страдания, удовольствия, он ни к чему не стремится, но и не инертен, он не самоосознаёт себя во времени и в пространстве.

Бихарская школа йоги

БИХАРСКАЯ ШКОЛА ЙОГИ. Одним из учеников Свами Шивананды был Свами Сатьянанда Сарасвати, который основал Бихарскую школу йоги в Мунгере, где был открыт ашрам и современный научно-исследовательский центр. В Бихарской школе проводилось много исследований эффекта древних практик йоги и тантры средствами западной науки. Хатха-йога Бихарской школы в большей степени ориентирована на йогатерапию, и включает в себя простые асаны (выполняемые в статике), очистительные процедуры, пранаямы. Стиль практики асан в основном не отличается от школы Шивананды, и больший интерес вызывают работы по медитативным, тантрическим системам, кундалини йоге и т.п. 
Раджа-йога - это развитие Сверхсознания. Ее еще называют "высшей, царственной Йогой". Она раскрывает все потенциальные возможности личности. Для этого используются сложные приемы саморегуляции психики (самовнушение, отвлечение чувств от внешних и внутренних раздражителей, концентрация внимания и др.) Раджа-йога нацелена на реализацию человека, на его полную независимость от всего внешнего. Вследствие этого, философия раджа-йоги не считает, что какие-либо упражнения тела способны развить или усовершенствовать умственные способности, хотя и не оспаривает, что подобные практики могут уменьшить влияние или полностью избавить от определенных препятствий и помех.

Фдвайта-веданта

АДВАЙТА ВЕДАНТА. Свами Шивананда, йогин, врач и духовный учитель религиозно-философской школы Адвайта Веданта, является основателем еще одного пустившего корни на Западе направления хатха-йоги, часто его называют “шивананда йога”. Практика асан в этой школе статическая, в качестве разминки используется динамический комплекс “Сурья Намаскар” (приветствие солнцу), однако такой тщательной отстройки асан, как в айенгар-йоге, нет. Обычно в школах направления Свами Шивананды изучается “Пурна Йога” (полная йога), т.е. комплекс из хатха (асаны и пранаямы), бхакти (поклонение Богу), карма (бескорыстный труд), и джняна (изучение священных текстов) йоги.

Стиль Дхирендры Брахмачарьи

В ШКОЛЕ ДХИРЕНДРЫ БРАХМАЧАРИ большое внимание уделяется очистительным упражнениям (в разных масштабах они существуют во всех школах йоги), которые называются крийи и подготавливают тело для дальнейшей работы в асанах. Это и промывание носоглотки водой, заглатывание бинта для очищения пищевода, промывание кишечника и т.п. Сами же позы удерживаются в этой системе довольно длительное время, как в йоге Айенгара, но используются так же и динамические упражнения. Например, “сукшма вьяма” –всевозможные быстрые вращения руками и ногами, которые помогают разогреть тело и размять суставы, чтобы в дальнейшем более глубоко войти в асану. Этот стиль запоминается некоторым количеством необычных, порой очень сложных, асан, которые не встречаются в других школах.

Йога Айенгара

ЙОГА ШРИ Б. К. С. АЙЕНГАРА. Другим направлением хахта-йоги является йога Шри Б. К. С. Айенгара, разработавший свою статическую систему, в которой большое внимание уделил травмобезопасности и, чтобы упростить освоение сложных поз, включил использование подручных средств: ремней, кирпичей, одеял, валиков. Кроме того, в системе Б. К. С. Айенгара используются более простые асаны, которые дольше удерживаются, и даже самый неподготовленный человек может заниматься йогой Айенгара не боясь получить серьезную травму. Большое внимание уделяется тщательной отстройке асаны.

Аштанга-виньяса йога

АШТАНГА ВИНЬЯСА ЙОГА – школа, основателем которой стал Шри Паттабхи Джойс – это мощный динамический стиль хатха-йоги, который включает в себя последовательности асан, связанных между собой комплексами движений – виньясами, и выполняемых совместно с пранаямой, бандахами ("энергетическими замками") и дришти (концентрацией внимания на определенных точках). Во время выполнения практики сохраняется дхьяна (медитативное состояние сознания). Однако для успешного освоения традиционных комплексов необходимо изначально иметь неплохую физическую форму. Если же человек давно не занимался элементарной физкультурой, то практика даже самого начального уровня может стать для него непосильной.

Йога-мала

Йога - Мала ("мала" - санскр. "гирлянда, четки, венок") – это “венок йоги”, где асаны нанизаны на нить дыхания. Выполнение асан в виде связанных в непрерывные последовательности комплексов, виньяс, – эффективный способ накопления энергии в теле, способствующий психоэнергетической трансформации и расширению диапазона восприятия. 
"Виньяса" переводится как дыхательно - двигательная система упражнений. При синхронизировании движения с дыханием по типу уджайи-пранаямы и применением во время выполнения асан энергетических замков мула-бандхи, уддияна-бандхи и джаландхара-бандхи, в теле возникает сильный внутренний жар, вызывающий обильное потовыделение. Таким образом, происходит процесс очищения и омоложения мускулов и внутренних органов, из организма выводятся токсины. В результате практикующий чувствует в теле силу и легкость. Виньяса уравновешивает дыхание и обеспечивает бесперебойную циркуляцию крови по всему телу. Дыхание становиться ритмичным, тело сильным, а ум спокойным.

Сахаджа-йога

Сахаджа Йога — это медитативная практика, осуществляющая прорыв в человеческом сознании и позволяющая достичь следующей ступени в человеческой эволюции. Она создана Шри Матаджи Нирмалой Деви в 1970 и с тех пор распространилась в более чем 80 странах мира. Сахаджа означает «спонтанно», а Йога — союз с самим собой, т.е. достижение Самореализации, которая является целью всех духовных традиций.

Лая-йога

Лая-йога – система, уделяющая основное внимание пробуждению и направлению латентной, спящей силы кундалини, – космическая Йога, способствующая достижению гармонии через познание биоритмов микро- и макромира, растворения сознания и превращение его в Сверхсознание, постижение Бога. По мнению Йогов, а сейчас с этим согласны современная медицина и биология, в основе подавляющего числа заболеваний лежат нарушения биоритмических процессов на самых различных уровнях: от молекулярного, субклеточного до уровня органов, систем органов и организма в целом. Лая-йога помогает предупредить и лечить болезни, связанные с нарушением биоритмов (десинхронозы).

Популярные теги / Все теги